По данным Министерства финансов России, объем оказанных аудиторскими компаниями услуг во время пандемии в 2020 г. вырос на 4,9% г/г. В 2021 г. он замедлился, но в 2022 г. по нему ударили антироссийские санкции со стороны стран Запада – было запрещено оказание консалтинговых услуг. Зарубежные игроки контролировали почти 80% рынка. Что ждет российский рынок аудиторских услуг?
История становления
Аудиторские услуги являются одним из важных направлений консалтинга, среди которых также выделяются финансовый, кадровый, юридический, стратегический, операционный и другие виды.
Аудит востребован практически у любой компании и государственной структуры. Его суть заключается в анализе соответствия бухгалтерской отчетности фактической операционной и финансовой деятельности. В результате стейкхолдеры убеждаются в достоверности финансовой отчетности организации. Так что любой консалтинг в первую очередь – это «продажа» уверенности.
Количество аудиторских компаний достаточно велико. Только в Москве действует более 1200 компаний. Всего, по данным Министерства финансов, на конец 2021 года в России зарегистрировано 3769 аудиторских фирм.
Аудиторский бизнес представлен не только российскими, но и зарубежными организациями. В России первое представительство зарубежного консалтинга появилось в 1913 году в лице компании Coopers&Lybrand, которая в 1998 году преобразовалась в PwC (PricewaterhouseCoopers). Компания была основана в Лондоне в 1849 году.
Она входит в «большую четверку» консалтинговых компаний, предоставляющих аудиторские услуги. Остальные три компании – это английские EY (Ernst & Young) и Delloit, а также голландская KPMG.
Общая численность их сотрудников по всему миру – около 1,1 млн. человек. Суммарные доходы (revenues) по итогам 2020 года – $157 млрд. долл. (Deloitte – 48; PwC – 43; EY – 37; KPMG – 29).
Эти компании занимаются не только аудитом, но и консалтингом, на который приходится 65% выручки. Фокус сделан на консалтинг по налогам. Совмещение этих двух услуг весьма удобно для консультантов, но может инициировать советы по оптимизации налогов и проводить к потенциальному конфликту с российскими фискальными органами.
Другим тонким моментом может являться доступ аудиторских компаний к чувствительной информации. Знание отдельных моментов проверяемого бизнеса может оказаться полезным для конкурентов проверяемых компаний. И, несмотря на соглашение о нераспространении информации, ее утечки нельзя полностью исключать, принимая во внимание человеческий фактор.
«Большая четверка» открыла отделения во многих регионах России. PwC и KPMG имеют по 12 офисов, EY – 9, Deloitte – 7.
По данным СПАРК, в 2021 году выручка 56 аудиторских групп (иностранных и российских) составила около 83,9 млрд руб., что на 7% выше уровня 2020 года.
По данным индекса RAEX, в целом рынок консалтинговых услуг растет быстрее, чем сегмент аудиторских услуг. В 2021 году выручка 100 крупнейших консалтинговых компаний выросла на 12%. Более высокие темпы объясняются ростом сегмента стратегического планирования и маркетинга, который за год прибавил 30%.
В текущем году сегмент аудиторских услуг также не будет самым быстрорастущим. Российской экономике, прежде всего, понадобятся советы по обходу и преодолению внешних ограничений. Будет востребован консалтинг по переналадке производственных и логистических цепочек, поиску новых рынков.
Доходы от аудита в целом составили 35%, или 29,47 млрд рублей (+4,5% г/г), а от консалтинга – 65%, или 54 млрд руб. (+11% г/г).
Наибольшая выручка приходилась на «большую четверку» – 63,4 млрд руб., или 76%. В России трудятся около 15 тысяч сотрудников «большой четверки», в том числе, в связанных с ней фирмах.
«Большая четверка» проводит аудит таких крупных игроков как РусАл, СИБУР, Райффайзенбанк, ВТБ, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Ростелеком, Ашан, РЖД, Аэрофлот. В этом списке находятся как российские частные компании, так и с государственным участием. Государственный сектор также пользуется услугами «большой четверки».
Современные тенденции
Спрос на услуги «большой четверки» снижается. Одним из факторов стало постановление правительства Российской Федерации № 622, которое ввело запрет на предоставление иностранными аудиторами услуг предприятиям госсектора.
В ответ «большая четверка» зарегистрировала в России ряд новых фирм, действующих по договору франшизы, формально не подпадающих под запрет. После начала специальной военной операции представители «большой четверки» объявили о прекращении своей деятельности в России и Республике Беларусь по политическим соображениям. Официально запрет на предоставление консалтинговых услуг вступил в силу лишь 3 июня вместе с шестым пакетом санкций.
Можем заменить
После ухода из России (или планов по уходу) десятков иностранных компаний, которым нужна была экспертиза мирового уровня, доля аудиторско-консалтингового пирога «большой четверки» несколько сократилась.
Другим ударом по бизнесу стала невостребованность их брендов, ранее необходимых для размещения российских ценных бумаг на иностранных биржах.
Вместе с тем материнские компании оставшегося иностранного бизнеса по-прежнему будут рассчитывать на аудит своих российских дочек по международным стандартам. Учитывая это обстоятельство, были найдены решения: ребрендинг, исключение из международной сети консалтинговых компаний и российские собственники.
О ребрендинге и начале работы отдельных российских юридических лиц заявили все компании «большой четверки». Наследники компании EY первыми из «большой четверки» сменили название. И даже не один раз.
В результате ребрендинга EY стал называться Б1. Пресс-служба компании заявила, что новое название отражает главные ценности компании — «лучшая команда квалифицированных специалистов, высокое качество услуг и лидерство на рынке». Под брендом Б1 продолжится оказание услуг по четырем основным направлениям: аудит, консалтинг, стратегия и сделки, налоговые и юридические услуги.
С 8 июня 2022 года практики в России и Белоруссии перестали быть членами международной сети KPMG. Компания переименовалась в КЕРТ и зарегистрировала новые доменные имена.
PwC в России тоже вышла из состава международной сети и продолжила работу независимо под названием «Технологии доверия». В мае об аналогичном решении и ребрендинге заявило российское подразделение Deloitte. Компания стала называться «Деловые решения и технологии».
Таким образом, мы не ожидаем серьезных изменений на данном рынке. Мы видим две тенденции, которые могут развиваться на рынке консалтинга, в частности, в сегменте аудита.
Во-первых, уход крупных западных брендов с рынка и перестройка бизнеса способствует росту спроса на услуги отечественных консалтинговых компаний.
Во-вторых, в долгосрочной перспективе возможно появление зарубежных консалтинговых компаний, которые придут вслед за бизнесом наших азиатских партнеров. Но сегмент азиатских консультантов, вероятно, окажется незначительным, и от этого тренда стоит ждать лишь повышения качества консалтинговых услуг на российском рынке за счет роста конкуренции и привнесения зарубежного опыта.