Можем заменить: электрические лампы

0


Российский рынок ламп и осветительных приборов во время пандемии в 2020 году просел на 15,7% г/г. Это произошло в основном за счет сжатия спроса в коммерческом секторе. В 2021 году он частично восстановился, но в 2022 году по нему ударили антироссийские санкции – оказались затруднены импортные поставки как конечной продукции, так и комплектующих. Зарубежные игроки контролировали 70% рынка. Что ждет российский рынок ламп?
История электрических ламп

До 2011 года в России использовались в основном лампы накаливания, которые с течением времени постепенно заменялись люминесцентными и светодиодными (LED) лампами.
Очевидными преимуществами лампы накаливания стали устойчивость к скачкам напряжения и низкая цена. Однако КПД этого устройства находится на уровне 5-10%. Другими словами, большая часть электроэнергии расходуется на обогрев окружающей среды посредством инфракрасного излучения.
Второй тип ламп по распространенности после ламп накаливания – люминесцентные, которые относятся к более широкой группе газоразрядных ламп. В этих лампах нагревается ртуть, которая создает электрический разряд, излучающий ультрафиолет. Под его воздействием люминофор излучает привычный нам белый свет.
Люминесцентные лампы в 5 раз более экономичны по сравнению с лампами накаливания, имеют высокую светоотдачу и поэтому нашли широкое применение при освещении не только жилых, но и нежилых помещений: производственных, складских, офисных и т.д. Для глаза их освещение более приятно, так как источник света распределен по большой площади. Они не перегорают, как это случается с лампами накаливания.
Однако наличие ртути в люминесцентных лампах повышает требования к их утилизации и эксплуатации. Поэтому современный тренд в освещении – светодиодные лампы.
Светодиодный источник света на порядок эффективнее лампы накаливания, а его срок службы выше в 30-40 раз. Светодиодные лампы не мерцают и не зависят от внешней температуры. Поэтому могут эффективно использоваться для наружного освещения. Невосприимчивость к вибронагрузкам продлевает жизнь светодиодным лампам на транспорте.
В отличие от люминесцентной лампы, светодиодная начинает светить сразу, а не разогревается в течение нескольких минут. Кроме того, эти лампы не содержат вредных веществ, поэтому их утилизация безопасна.
Процесс вытеснения ламп накаливания был ускорен после введения с 2011 года запрета на импорт, выпуск и реализацию 100-ватных ламп накаливания. А муниципальные и государственные предприятия были лишены права закупки ламп накаливания.

Ежегодно в России на освещение тратится 110 млрд кВт/часов электроэнергии, что составляет 12% от общего энергопотребления. Полная замена ламп на современные светодиодные и внедрение «умных» систем управления освещением позволит сэкономить до 50% от указанного объема.

Новые требования к осветительным приборам и лампам были введены в 2017 году, но коснулись они только общественных и производственных помещений. Вместе с тем около 30% потребителей все еще отдают предпочтение двухцокольным люминесцентным и классическим лампам накаливания в силу более низкой цены.

Предложение на внутреннем и внешнем рынках
За 2016-2020 гг. предложение электрических ламп в России снизилось вслед за спросом на 15% (или 207 млн шт.) до 1200 млн шт. Снижение произошло за счет сокращения внутреннего производства на 170 млн шт.(РБК)
В настоящее время лидирующее положение на внутреннем рынке ламп занимают российские производители. По выручке за 2021 год в тройку лидеров входят «Световые технологии», «Группа Кремний ЭЛ» и ОСРАМ. Компании являются в основном сборщиками ламп из китайских комплектующих.

В 2020 году физический объем российского экспорта ламп составил 142 млн шт., что на 6,2% выше уровня 2019 года. То есть экспортировалась каждая восьмая лампа, произведенная в России. В стоимостном выражении экспорт составил $53 млн., что незначительно в масштабах страны, но ощутимо для небольших предприятий отрасли.
В структуре российского экспорта ламп в натуральном выражении по итогам 2020 года ключевую долю занимали лампы накаливания (44%), газоразрядные (28%) и светодиодные (22%). Основными покупателями продукции российского производства были Франция, Республика Беларусь и Казахстан.

Спрос на российскую и зарубежную продукцию
С 2016 по 2020 г. спрос на лампы в России снизился на 21% – с 960 до 756 млн шт. (BusinesStat) Снижение произошло в ходе постепенного перехода на светодиодные лампы, что увеличило «срок жизни» осветительных приборов. За этот период продажи светодиодных ламп выросли в 2,2 раза и составили 409 млн шт. (или 54% рынка).

Импортная продукция занимает 87% российского рынка. В 2020 году российский импорт ламп в целом по всем сегментам в физическом выражении сократился на 8% к уровню 2019 года и составил около 660 млн шт., хотя весь рынок просел на 11%. Это свидетельствует о большей конкурентоспособности импортной продукции.

Основная доля в структуре российского импорта ламп приходится на светодиодные лампы – 61,5%. Около 77% ламп в РФ поступает из Китая, который представлен ведущим поставщиком – Xiamen Neex Optical Electronic Technology Co., Ltd.

Розничные продажи
По итогам 2021 года продажи в сегменте «лампы и осветительные приборы» увеличились на 20%.

Традиционно доля импортной электротехнической продукции в розничных продажах составляет 60-70%, что меньше, чем на оптовом рынке. Доля снижается из-за ухода ряда европейских производителей электротехники, например, Ikea и Philips.

Поэтому в 2022 году может сложиться временный дефицит определенных видов продукции, как правило, в высоком ценовом сегменте. В 1 кв. 2022 г. из-за всплеска спроса, цены на лампочки выросли более чем на 13%, а на осветительные приборы – более чем на 16%. Но уже в апреле и в мае спрос снизился.

Мы прогнозируем рост объемов поставок из Китая, Турции и Индии, а также наращивание выпуска ламп и осветительных приборов в России.

Оборудование
Рынок оборудования для производства ламп представлен большим количеством иностранных фирм, в том числе, Cree, Epistar, Bridgelux, Chimei, которые и занимают большую часть рынка (около 70%). Главным российским предприятием-производителем полного цикла является ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».

Можем заменить
Основные компании-поставщики ламп (в основном из Китая) не собираются покидать российский рынок. Лампы не являются подсанкционным товаром, и ограничений на их импорт не ожидается. Таким образом, на рынке будут присутствовать как отечественные производители, так и иностранные. В случае ухода одного или даже нескольких игроков из европейских стран (Польша, Германия и др.), доля которых не превышает 2% российского рынка, отечественные и китайские производители смогут оперативно заместить их продукцию.

В этой гипотетической ситуации, при сопоставимом качестве, в условиях снижения реальных располагаемых доходов ключевым фактором совершения покупки для домохозяйств будет цена. Российские светодиодные источники света превышают в цене свои китайские аналоги. Стоимость китайской светодиодной лампы варьируется в пределах 250-400 руб., в то время как лампа российского производства будет стоить не менее 500 руб. Таким образом, для наращивания процесса импортозамещения российским производителям светодиодных ламп необходимо снижать себестоимость.
Для этого целесообразно повышать производительность, наращивать объемы производства для расширения масштаба и выходить на новые рынки сбыта в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

Поделиться
Проголосуйте!
00

Добавить комментарий

Извините, это содержимое только для зарегистрированных пользователей. Войдите или зарегистрируйтесь.
Также можно войти через соцсеть: