Можем заменить: автомобильные шины

0

«Можем Заменить» – информационно-аналитический проект Центра аналитики и экспертизы
ПСБ по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.

Крупнейшие европейские производители шин заявили о желании
приостановить работу в России. В их числе Michelin, Bridgestone,
Continental и Pirelli. Хотя доля этих производителей на
российском рынке довольно высока (более 26%), их действия не
приведут к массовому дефициту шин. Поставки могут быть
замещены увеличением внутреннего производства и азиатским
импортом.

Кто поставляет шины в Россию?

Российский рынок автомобильных шин достаточно емкий: в 2021 году
объем производства достиг 50 млн шт. Это около 2,5% от мирового
выпуска.

Потребность российского рынка в шинах составляет почти 49 млн шт.
Почти половина отечественных шин направлялась на экспорт в страны
СНГ и ЕС, и примерно столько же импортировалось.

Крупнейшие поставщики автомобильных шин в Россию – китайские
производители, чья продукция ориентирована в основном на массовый
сегмент автопрома. Они почти на четверть обеспечивают поставками
отечественный рынок шин, и на них приходится почти половина всего
импорта шин.Среди отечественных производителей лидерство принадлежит KAMA
Euro и Viatti (18% рынка), которые входят в группу Татнефть. Они же
являются крупнейшими поставщиками шин для автомобилей,
собираемых в России. Другой крупный российский производитель –
компания Cordiant, которая обеспечивает около 6% потребностей
российского рынка шин.

Крупным производителем в сегменте премиум является финская Nokian
Tyres, которой принадлежит 10% поставок на российский рынок. Пока
компания заявила, что продолжает работать в России. Ее уход с
отечественного рынка маловероятен, поскольку 82% производства (17
млн шт.) в России экспортируется, в т.ч. в страны Европы.

Какие поставщики ушли или собираются уйти?

Среди иностранных производителей лидерство принадлежит итальянской
Pirelli, которая приостановила инвестиции в Россию и постепенно
сокращет производство. Прекратили производство и поставки Michelin
(Франция), Bridgestone, Yokohama (Япония) и Continental (Германия).
Приостановку деятельности они объясняют логистическими проблемами,
в частности, задержками поставок сырья, химических компонентов, а
также ростом издержек из-за девальвации курса рубля. Суммарно на них
приходится около 26% поставок в Россиию, что может привести к
незначительному дефициту шин премиум сегмента.

Чем отличается производство отечественных шин от
иностранных?

Основное сырье для производства шин – каучук (натуральный и
синтетический). Другие компоненты необходимы для придания шинам
дополнительных технических свойств.

Россия является одним из самых крупных производителей
синтетического каучука в мире. Он производится на площадках
Нижнекамсканефтехима, Сибура, используется для шин массового
сегмента малого и среднего диаметров. Мощности отечественных
каучуковых заводов позволяют полностью покрыть потребности
российской шинной промышленности. Другие же химические
компоненты, в частности, технический углерод, сера, кремниевая
кислота также имеют локализованное производство.

Натуральный каучук необходим для производства шин премиум класса.
На 97% его производство сконцентрировано в Юго-Восточной Азии и
Латинской Америке. Ограничения поставок из этих стран в большей
степени вызваны логистическими проблемами и носят скорее
краткосрочный характер. Возможный срок решения этих сложностей –
около полугода.

Будет ли дефицит шин в России?

Отгрузка шин на склады планируется заранее, и к летнему сезону
большинство дистрибьюторов уже закупили достаточное количество
запасов. Поэтому дефицита шин с посадочным диаметром менее
18 дюймов на российском рынке не ожидается. Немного сложнее,
(но не критична) ситуация с зимними шинами. Российские
производители имеют производственные линейки для их выпуска и
потенциал для увеличения производства. Проблемным, но решаемым
вопросом остается налаживание логистических цепочек поставки
компонентов, да и до начала нового зименго сезона остается еще более
полугода. С учетом снижения производства и поставок автомобилей
потребность в новой зимней резине в России снизится.

Приостановка работы западных производителей сильнее всего затронет
шины больших размеров (более 18 дюймов). Именно в этом сегменте
высока доля импорта и поставок зарубежных компонентов для
производства. Решить данную проблему может увеличение импорта шин
соответствующих размерностей из Китая, в частности, марок Triangle,
Goodride и Sailun.

Можем заменить!

Производственные мощности отечественных автопроизводителей (KAMA
Euro, Viatti, Cordiant, Amtel) достаточно высоки для удовлетворения
внутреннего спроса. В случае сохранения текущей ситуации с
иностранными игроками отрасль сможет компенсировать выпадающие
объемы.

Уход западных производителей дает возможность нарастить объемы
китайским игрокам (Triangle, Goodride и Sailun). С учетом их активной
экспансии как на автомобильном рынке России (по итогам 2021 года
рост доли до 10%), так и на шинном, представляется неплохая
возможность создания совместных российско-китайских
предприятий по производству шин на территории нашей страны.

Центр аналитики и экспертизы ПСБ

Поделиться
Проголосуйте!
00

Добавить комментарий

Извините, это содержимое только для зарегистрированных пользователей. Войдите или зарегистрируйтесь.
Также можно войти через соцсеть: